АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА

Традиция начинать любое дело с молитвы Богу уходит в седую древность. Допотопный патриарх Енос известен тем, что при нем начали призывать имя Господне. Молитвой к Богу начал жизнь на обновленной после потопа земле патриарх Ной. «Просите – и получите», — говорит Господь в Евангелии. По молитве святителя Василия Великого преподобный Ефрем Сирин получил свыше благодатное знание греческого языка. «Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое благое дело», — писал святитель Филарет Московский.

Церковное сознание наших верующих предков, ясно понимая необходимость благодатной помощи в таком трудном деле, как учение, издревле создало для обучения грамоте азбучные молитвы – особые тексты, где буквы алфавита облекались в молитвенные обращения к Богу и тем самым лучше укладывались в память учеников, впитывавшим вместе с непосредственным знанием и этические и христианские ценности.

Искусство создания азбучных молитв восходит к византийским акростихам, по которым составлены многие богослужебные песнопения, в особенности каноны на утрени. Акростих в переводе – краестрочие. Каждая буква начинает тропарь песни канона и совокупность крайних букв тропарей образует самостоятельную фразу, например: «Праведного Иоанна пою». Простой пример – стихотворная загадка, составленная Ю.А. Нелединым-Мерецким (1751-1828) [1]:

Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями — не быть я создана.

Разгадка ее простая. Та, кто обладает описанными свойствами, известна нам как дружба. Примерно в такой форме и создавались акростишные молитвы. В отношении русского алфавита мы знаем более простую форму, когда буквы алфавита образуют ряд отдельных фраз: «Аз буки веде», т.е. «я знаю буквы», или «глаголь добро», или «рцы слово твердо». Однако в азбучных молитвах буквы алфавита вплетены не в отдельные фразы, а в самостоятельную пространную молитву.

Азбучная молитва – один из самых древних славянских и древнеболгарских литературных жанров [2]. Известны более 50 вариантов таких молитв от XII до XIX века. В заглавии этих молитв назван и автор – святой равноапостольный Кирилл, просветитель славян. Важность этих молитв была такова, что самый ранний из известных текстов молитвы, датированный XII веком, был помещен в качестве предисловия к «Учительному Евангелию», составленному в 894 году епископом Константином Преславским. В XIII веке азбучная молитва вместе со «Сказанием о русской грамоте» и выписками из пространного жития Константина-Кирилла Философа вошла в состав Толковой Палеи. А с XV помещается уже как самостоятельное произведение. И хотя списки датируются XII веком, тем не менее сама молитва написана, как считают ученые, не позднее 893 года [2].

Выглядят древние азбучные молитвы так:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Рисунок-2.jpg

Учительное Евангелие еп. Константина Преславского. Пролог, XII в. [2]

Или так:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Рисунок-1.jpg

Алфавитная молитва из сборника летописца Ефросина XV в. [4]

Или вот так в научном издании (слева) и текстом (справа):

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 5_-763x1024.jpg

А так молитва звучит в современном литературном переводе Е. Середы [6]:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 6-627x1024.jpg

Автор перевода пишет: «Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835 гг.), основоположник общего языкознания, говорил: «Разные языки — это разные видения мира, и слово — это не эквивалент предмета, а его понимание…». Так в восточнославянских языках слово «стол» образовано от глагола «стлать» (класть, покрывать), а в английском языке этот же предмет обозначен словом «table» от латинского «tabula» (доска). Следовательно, для славян важно прежде всего то, что на этот предмет (стол) можно что-либо класть, а для англичан важно его качество, то есть то, что этот предмет первоначально был сделан из доски. В этом и заключаются «разные видения мира».

Еще в средневековье мудрый монах Храбр, чьим языковым чутьем обладает даже не каждый современный ученый-лингвист, отметил значение букв в сочетании с миропониманием народов (сравните значения первых букв алфавитов: «учись» и «ищи»). Подходя к славянской азбуке, мы можем проследить характерные особенности и нашего миросозерцания. Для этого достаточно обратить внимание на графическую структуру одного слова — «Адам». Что же древние славяне считали важным для первого человека (а следовательно, и для всех его потомков) и что заключили они в имени его посредством графических знаков — имеющих значение букв? Рассмотрим. Адам: а — я, д — добро, м — мыслить.

Сочетание этих букв приводит к невероятному открытию: для славян прежде всего важно было то, что «я добр и я мыслю», причем гуманное, доброе, нравственное начало стоит превыше разума (хотя и разум, «мысль», также вменяется в обязательное свойство потомков Адама). Именно это внутреннее значение слова в первую очередь осознавалось произносящим его вслух» [6].

Ученые считают, что прообразом создания азбучной молитвы явился «Алфавитарь» святителя Григория Богослова, или «Мысли, написанные одностишиями» — 24 строчки, образующие азбучный акростих [2],[3]. Так в азбучной молитве святого Константина-Кирилла Философа соединились воедино богословские христианские традиции Древней Церкви IV века, византийское искусство богослужебной поэтики VI – IX веков и древнерусское поэтическое искусство, впитавшее в себя живительную благодать веры Христовой.

 

© П.В. Герасимов

 

Использованные источники:

  1. Акростих. https://ru.wikipedia.org/wiki/Акростих
  2. Азбучная молитва. https://ru.wikipedia.org/wiki/Азбучная_молитва
  3. Азбучная молитва. http://www.pravenc.ru/text/82713.html
  4. Алфавитная молитва. https://prichod.ru/on-the-pages-of-the-history/34724/
  5. Азбучная молитва. https://mi3ch.livejournal.com/534678.html
  6. Е.Середа. Аз буки веде… http://www.ug.ru/archive/89