СИНАКСАРЬ НА ВОЗНЕСЕНИЕ

Синаксарь в переводе с греческого языка означает собрание, сборник [5]. В церковной традиции синаксари – поучительные чтения, разъясняющие историю, содержание и смысл празднуемого в Церкви события. Синаксари обычно помещаются в богослужебных Минеях, Постной и Цветной Триодях на утрени, после 6-й песни канона на Утрени.

В наших славянских Триодях помещены синаксари известного церковного историка и писателя Никифора Каллиста Ксанфопула, патриарха Константинопольского (†ок.1350).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Никифор-Каллист.jpg

Он является автором знаменитой «Церковной истории», важного источником в церковно-исторических исследованиях, до сих пор не переведенного на русский язык [3], [4].

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Никифор_Каллист_Ксанфопул.png

Он также составил синаксари Постной и Цветной Триодей, которые в церковнославянском переводе и помещаются в изданиях Русской Православной Церкви.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Синаксари-из-Википедии-1024x927.jpg

По указаниям Типикона после 6-й песни канона на утрени следует читать синаксарь – поучительное чтение. К сожалению, в наш век время течет очень быстро и его всегда не хватает. Современный человек не может выдержать длительные богослужения. Поэтому поучительные чтения в целях икономии, т.е. снисхождения к немощам молящихся, эти чтения опускаются. А они весьма информативны, назидательны и обладают особой красотой речи – поэтикой. Поэтому для боголюбивых интересующихся посетителей нашего сайта мы предлагаем русский перевод синаксаря на Вознесение Господне.

Первый перевод с греческого на русский язык триодных синаксарей был сделан священником М. Покровским во второй половине XIX века (переиздан Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой в 2008 г.).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Синаксари-Лавра.jpg

М.Э.Давыденковой в рамках подготовки издания Постной и Цветной Триодей в русской орфографией был сделан перевод не с греческого, а непосредственно с церковнославянского языка в 2003 году.

Наконец,  Терентьевым Ю.С. взамен стилистически устаревшего перевода священника М.Покровского был сделан новый перевод с греческого на русский язык (издание ПСТГУ в 2009 г.).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Синаксари.jpg

Перевод с греческого в ряде мест немного отличается от несколько сокращенных по сравнению с греческим оригиналом церковнославянских синаксарей, помещенных в наших богослужебных Триодях [2].

Синаксари представляют интерес для глубоко интересующихся церковной историей и православным богослужением. В частности, в синаксаре на Вознесение Господне мы можем узнать весьма важный факт истории апостольского века. Господь Иисус Христос, посылая своих учеников на проповедь, повелел им идти и научить все народы, «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Однако евангелисты упоминают о крещении только Самого Господа Иисуса. Двое из апостолов – Иоанн Богослов и Андрей Первозванный – были учениками Иоанна Крестителя и потому, без сомнения, тоже были крещены Предтечей и Крестителем Иоанном.

Как известно, Господь повелел апостолам: «…не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:5). Можно было бы подумать, что для тех, кому обещано крещение Духом Святым, необязательно уже крещение водою, крещение покаяния. В то же время из дальнейшего повествования книги Деяний мы видим, что еще прежде крещения от апостолов, во время проповеди апостола Петра в доме Корнилия сотника «…Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян.10:44-48). Таким образом, даже сошествие Святого Духа не только не помешало, но наоборот, побудило апостолов крестить уверовавших. Несомненно, что и сами апостолы должны были тоже принять водное крещение. Но когда это произошло – книги Нового Завета нам не сообщают.

Ответ на этот вопрос мы и находим в настоящем синаксаре на Вознесение [6]. Здесь мы читаем, что еще прежде Вознесения апостолы были крещены водою от Иоанна Предтечи. Синаксарь составлен довольно поздно, в XIV веке, т.е. более тысячелетия после событий апостольской истории. Поэтому Никифор Каллист вкратце пересказывает слова святого Епифания Кипрского, одного из знаменитых Святый Отцов IV века, излагающего события так: Иоанн Богослов крестил Пресвятую Богородицу, а апостолы Петр и Иоанн вдвоем крестили других апостолов. И хотя изложение событий в синаксаре и у Епифания Кипрского несколько отличается, тем не менее налицо важный факт истории апостольского века: все апостолы, включая Божию Матерь, получили водное крещение покаяния и были предочищены для сошествия на них Святого Духа. Подробнее об этом – в небольшой, но очень интересной заметке А. Боданова [1].

Синаксари – весьма краткие для своей эпохи чтения. Это значит, что в них собраны самые необходимые сведения о празднике и разъяснены самые актуальные для верующих вопросы. В тексте синаксарей собраны воедино вопрошания и опыт от I до XIV века – тринадцати веков христианства! Ценность их неоспорима. Знакомство с их содержанием принесет большую пользу каждому и приоткроет дверь в сокровищницу церковного разума.

Желающие углубиться в изучение синаксарей, могут ознакомиться с синаксарями различной редакции:

 

Использованная литература:

  1. Баданов А. О крещении Богородицы и Иоанна Предтечи. http://dishupravoslaviem.ru/o-kreshhenii-bogorodicy-i-ioanna-predtechi/ (2015 г.).
  2. Давыденкова М.Э. О переводе синаксарей Постной и Цветной Триодей // Вестник ПСТГУ, № 2(2004), с. 5-9. https://elibrary.ru/item.asp?id=11516490 
  3. Никифор Каллист Ксанфопул // Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Никифор_Каллист_Ксанфопул
  4. Никифор Каллист Ксанфопул // Древо https://drevo-info.ru/articles/10904.html
  5. Синаксарь // Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Синаксарь
  6. Синаксари Постной и Цветной Триодей. – М., ПСТГУ, 2009. – 240 с.

© П.В. Герасимов