В центральном приделе храма святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы, слева от Царских врат находится чтимая икона нашего храма – святителя Николая Приснодействующего, как любовно именует икону благочестивая традиция нашего прихода.
И действительно, святитель Николая всегда незримо присутствует в нашем храме и зримо посылает свою помощь в трудные моменты. А история этой иконы такова.
В 1800 году митрополит Платон (Левшин) учредил единоверие, служившее целью примирения между собою старообрядцев и православных и позволявшее староверам присоединяться к Православной Церкви без отказа от привычных богослужебных традиций.
В 1853 году часть общины Рогожской слободы решает перейти в Православие. Старообрядческие руководители выделили для нее самую маленькую и убогую часовню – Никольскую, возле самого кладбища, служившую для отпеваний покойников, которая и была обращена в храм.
Первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864) в 1855 году устроил в нем придел в честь своего небесного покровителя – крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира. Храм был настолько украшен трудами единоверцев, что старообрядцы не узнавали в нем прежнюю часовню. Это, а возможно и тот факт, что единоверческая община Рогожского кладбища территориально оказалась в самом центре русского старообрядческого раскола, побудили посетить Никольскую единоверческую церковь наследника Российского престола, Великого Князя Николая Александровича, сына императора Александра II.
Он и решил через митрополита Филарета (Дроздова) подарить храму икону святителя Николая.
Икона была привезена из северного монастыря. Святитель Филарет Московский, в свое время лично подписавший грамоту Никольской единоверческой общине о присоединении к Православию с разрешением исправлять богослужение по древним обрядам, положил эту икону на мощи святителя Алексия Московского, находившиеся в Чудовом монастыре Кремля. 9 мая 1856 года была подписана дарственная надпись.
Наконец, 13 мая 1856 года состоялся торжественный крестный ход. Как гласит надпись на гравюре 1858 года, это было «Внесение святой иконы святителя Христова Николы, присланной в дар от Наследника Престола Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, и сопровождаемой Его Высокопреосвященством Митрополитом Московским Филаретом, в единоверческую Никольскую церковь, что в Рогожском Богоделенном доме».
Мы видим фигуру святителя Филарета Московского, шествующего за иконой, двух монахов, торжественно несущих икону, хоругви и множество народа, встречающего будущую святыню храма.
Шествие сопровождалось колокольным звоном, для чего на месте сгоревшей недавно колокольне была возведена звонница и повешены колокола общим весом 240 пудов, как видно в верхней части гравюры.
Как повествуют источники, икону встречало все единоверческое духовенство, а народу было так много, что храм не мог вместить в себя всех молящихся, и они стояли под открытым небом все 7 часов, пока шла служба. Сведения об этом событии, как и сама гравюра, находятся в книге «Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве, и некоторые поучения в них произнесенныя, с присовокуплением царской граматы, и грамат вселенских патриархов, о учреждении Святейшаго всероссийскаго Синода, и изложения православнаго исповедания восточныя кафолическия церкви» (Собрано и напечатано иждивением купца В.А. Сапелкина. — Москва : Синодальная тип., 1858 г., 84 листа).
Видно, что современная храмовая икона с клеймами на первый взгляд не похожа на ту, что изображена на гравюре.
Но это лишь на первый взгляд. Действительно, подаренная икона – без клейм. Но если присмотреться, то видно, что средник настоящей иконы – тот самый первоначальный образ, только вставленный в большую доску с приписанными клеймами. Икона была принесена к празднику перенесения мощей святителя Николая, празднуемого Церковью 22 мая по новому стилю. Предположительно, что именно тогда икону и поместили в центр большой доски с написанными клеймами.
На иконе не 16, а 15 клейм. По какой-то причине иконописец оставил в нижней строке одно пустое клеймо. Почему так произошло, точных сведений не сохранилось. Возможно, иконописец просто спешил и не успел дописать одно клеймо к празднику. Но возможно и другое объяснение. Господь говорит в Евангелии: «Бог не есть Бог мертвых, а Бог живых». Церковь имеет веру в то, что у Бога все живы, и Господь через Своих угодников будет совершать чудеса до скончания века. Возможно, благочестивый иконописец так изобразил веру в то, что когда-то в будущем святитель Николай совершит новое чудо, которое следующий иконописец и запечатлеет в оставленном клейме.
Святитель Николай и по сей день совершает чудеса. Помогает всем, приходящим к нему с верой, как прихожанам, так и самому приходу в целом. Таких историй давние прихожане нашего храма знают немало. Будет ли когда-то совершено святителем Николаем необыкновенное чудо, достойное, чтобы записать его в оставленное клеймо, нет ли, будущее сокрыто от нас. Но нам открыта милость Божия и вера в то, что святитель Николай — действительно действует присно, действует для каждого, обратившегося к нему, и будет действовать через свою икону, пока стоит наш храм.
Источники:
- История на сайте храма: https://nikolanarogozhke.ru/?page_id=934
- ЖЖ Дм. Поповского : https://d-popovskiy.livejournal.com/109637.html
- ЖЖ старообрядца А.В. Знатнова и полемика с ним прот. Андрея Орлова (в комментариях): https://znatnov.livejournal.com/17827.html