ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСНОДЕЙСТВУЮЩЕГО

В центральном приделе храма святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы, слева от Царских врат находится чтимая икона нашего храма – святителя Николая Приснодействующего, как любовно именует икону благочестивая традиция нашего прихода.Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - свт.-Николай-с-15-клеймами.jpg

И действительно, святитель Николая всегда незримо присутствует в нашем храме и зримо посылает свою помощь в трудные моменты. А история этой иконы такова.

В 1800 году митрополит Платон (Левшин) учредил единоверие, служившее целью примирения между собою старообрядцев и православных и позволявшее староверам присоединяться к Православной Церкви без отказа от привычных богослужебных традиций.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - митр.-Платон-757x1024.jpg

В 1853 году часть общины Рогожской слободы решает перейти в Православие. Старообрядческие руководители выделили для нее самую маленькую и убогую часовню – Никольскую, возле самого кладбища, служившую для отпеваний покойников, которая и была обращена в храм.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Закладная-плита.jpeg

Первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864) в 1855 году устроил в нем придел в честь своего небесного покровителя – крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира. Храм был настолько украшен трудами единоверцев, что старообрядцы не узнавали в нем прежнюю часовню. Это, а возможно и тот факт, что единоверческая община Рогожского кладбища территориально оказалась в самом центре русского старообрядческого раскола, побудили посетить Никольскую единоверческую церковь наследника Российского престола, Великого Князя Николая Александровича, сына императора Александра II.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Цесаревич-НА-1843-65.jpg

Он и решил через митрополита Филарета (Дроздова) подарить храму икону святителя Николая.

Икона была привезена из северного монастыря. Святитель Филарет Московский, в свое время лично подписавший грамоту Никольской единоверческой общине о присоединении к Православию с разрешением исправлять богослужение по древним обрядам, положил эту икону на мощи святителя Алексия Московского, находившиеся в Чудовом монастыре Кремля.  9 мая 1856 года была подписана дарственная надпись.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - свт.-Николай-дарственная-надпись-одна.jpg

Наконец, 13 мая 1856 года состоялся торжественный крестный ход. Как гласит надпись на гравюре 1858 года, это было «Внесение святой иконы святителя Христова Николы, присланной в дар от Наследника Престола Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, и сопровождаемой Его Высокопреосвященством Митрополитом Московским Филаретом, в единоверческую Никольскую церковь, что в Рогожском Богоделенном доме».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Внесение-полностью-13-мая-1856-г.-827x1024.jpg

Мы видим фигуру святителя Филарета Московского, шествующего за иконой, двух монахов, торжественно несущих икону, хоругви и множество народа, встречающего будущую святыню храма.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Внесение-иконы-в-Никольскую-церковь-13-мая-1856-г..jpg

Шествие сопровождалось колокольным звоном, для чего на месте сгоревшей недавно колокольне была возведена звонница и повешены колокола общим весом 240 пудов, как видно в верхней части гравюры.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - свт.-Николай-колокола.jpg

Как повествуют источники, икону встречало все единоверческое духовенство, а народу было так много, что храм не мог вместить в себя всех молящихся, и они стояли под открытым небом все 7 часов, пока шла служба. Сведения об этом событии, как и сама гравюра, находятся в книге «Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве, и некоторые поучения в них произнесенныя, с присовокуплением царской граматы, и грамат вселенских патриархов, о учреждении Святейшаго всероссийскаго Синода, и изложения православнаго исповедания восточныя кафолическия церкви» (Собрано и напечатано иждивением купца В.А. Сапелкина. — Москва : Синодальная тип., 1858 г., 84 листа).

Видно, что современная храмовая икона с клеймами на первый взгляд не похожа на ту, что изображена на гравюре.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - свт.-Николай-храмовая.jpgЭто изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - свт.-Николай-с-дарственной-надписью.jpg

Но это лишь на первый взгляд. Действительно, подаренная икона – без клейм. Но если присмотреться, то видно, что средник настоящей иконы – тот самый первоначальный образ, только вставленный в большую доску с приписанными клеймами. Икона была принесена к празднику перенесения мощей святителя Николая, празднуемого Церковью 22 мая по новому стилю. Предположительно, что именно тогда икону и поместили в центр большой доски с написанными клеймами.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - свт.-Николай-храмовая-клейма.jpgЭто изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - свт.-Николай-храмовая-центр.jpg

На иконе не 16, а 15 клейм. По какой-то причине иконописец оставил в нижней строке одно пустое клеймо. Почему так произошло, точных сведений не сохранилось. Возможно, иконописец просто спешил и не успел дописать одно клеймо к празднику. Но возможно и другое объяснение. Господь говорит в Евангелии: «Бог не есть Бог мертвых, а Бог живых». Церковь имеет веру в то, что у Бога все живы, и Господь через Своих угодников будет совершать чудеса до скончания века.  Возможно, благочестивый иконописец так изобразил веру в то, что когда-то в будущем святитель Николай совершит новое чудо, которое следующий иконописец и запечатлеет в оставленном клейме.

Святитель Николай и по сей день совершает чудеса. Помогает всем, приходящим к нему с верой, как прихожанам, так и самому приходу в целом. Таких историй давние прихожане нашего храма знают немало. Будет ли когда-то совершено святителем Николаем необыкновенное чудо, достойное, чтобы записать его в оставленное клеймо, нет ли, будущее сокрыто от нас. Но нам открыта милость Божия и вера в то, что святитель Николай — действительно действует присно, действует для каждого, обратившегося к нему, и будет действовать через свою икону, пока стоит наш храм.

Источники: