ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА В ДИВЕЕВО И МУРОМ

27 и 28 июля прошла паломническая поездка в дивное Дивеево. Она состоялась накануне главных и особых торжеств в Дивееве, так как 1 августа – рождение (1754 г.) и перенесение мощей (1903 г.) преподобного батюшки Серафима Саровского.

«Спаси себя – и вокруг тебя спасутся тысячи», – так говорил этот святой подвижник Русской Православной Церкви.

Много поводовесть для посещения Дивеево – большого села на юге Нижегородской области. Всемирной славой Дивеево обязано находящемуся здесь Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю, связанному с именем великого православного святого – преподобного Серафима Саровского.

Даже за несколько поездок невозможно посетить все святыни обители и посетить все службы. Для наполнения духа благодатью большую часть мы посетили!

В первый день поездки, после размещения в номерах паломнической гостиницы мы пошли на монастырскую трапезу.

Затем наша большая группа разделилась на две части, так как было два варианта экскурсии на выбор. Одни пошли на пешеходную экскурсию «Блаженные Дивеевской земли» с посещением  дома-музея блаженной Параскевы Ивановны и дивеевских стариц.

Другие, кто первый раз в Дивеево, на пешеходную обзорную экскурсию по территории монастыря. Интересно было узнать, что монастырь в Дивеево связан с двумя почитаемыми священномучениками, святителем Серафимом (в миру Леонид Михайлович Чичагов), который одним из важнейших послушаний в своей жизни считал составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и священномучеником Серафимом (в миру Николай Иванович Звездинский). Он после ссылки получил назначение выехать на шесть месяцев в Дивеево или Саров. Выбрав Дивеево, он служил раннюю литургию, после литургии владыка шел на Канавку, обходя ее по завету батюшки Серафима, читая 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Заходил в келейку преподобного Серафима, перевезенную в Дивеево из ближней пустыньки в Саровском лесу.

После экскурсии наши паломники стали в очередь, чтобы приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе, время стояния можно было потратить на приведение своих мыслей в порядок. Также приложились к знаменитой иконе Богородицы «Умиление», она тоже находится в Троицком соборе, в центральном пределе. Здесь мы остались на всенощное бдение.

И уже в вечерний час, когда стихла вся дневная озабоченность и наступила полная тишина, мы пошли по Святой Канавке Богородицы.

Батюшка Серафим говорил, что здесь, в Дивеево, и Афон, и Иерусалим, и Киев. То есть, молясь на Канавке, получаешь благословение от этих святых мест.

Это не просто прогулка. Каждый несёт в себе молитву – 150 раз повторяет про себя «Богородице Дево, радуйся». Это молитвы и за умерших, и за живых: за тех, кто сейчас в Москве или в Петербурге, в Крыму, за тех, кто смотрит телевизор, говорит по телефону, готовит на кухне, ходит по магазинам или отправился в путешествие…

После прохода по Канавке всем желающим дают сухарики в часовенке, освященные в чугунке батюшки Серафима, и маслице из лампады, горящей у его мощей, и землю. По словам преподобного Серафима, она дороже золота.

В воскресенье, в неделю 5-ю по Пятидесятнице в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, во святом Крещении Василия (†1015 г.), в день Крещения Руси и собора Киевских святых мы пришли на раннюю архиерейскую литургию в 05:30 утра. Многие причастились Святых Христовых Таин.

После благодарственных молитв мы успели на Параклисис (молебный канон Богородице с водосвятием, в переводе с греческого слово означает «усердная молитва», «покорное прошение», «утешение»).

Оставшееся свободное время каждый провел индивидуально, по намеченным, с Божией помощью, планам.

За колокольней расположен уникальный церковный комплекс. В одном здании находится сразу три церкви: Казанский храм, церковь Рождества Христова, и нижний храм в честь Рождества Богородицы. В нижней церкви горит неугасимая лампада и там читается неусыпаемая Псалтырь. Здесь же покоятся святые мощи первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. Многие приложились к мощам, поставили свечи и заказали требы.

Дивеевская земля славится святыми родниками, и в самом селе находится пять наиболее известных источников. Недалеко от монастыря, практически в центре села, расположен источник матушки Александры. От него ведет тропинка к другому старинному роднику – Иверскому. Еще три источника – Казанский, во имя святого Пантелеимона, и в честь иконы Богородицы «Умиление» — они находятся в северной части села, куда многие успели пойти и окунуться.

Желанный для многих источник батюшки Серафима временно закрыт на санитарную обработку и очистку.

Люди едут сюда за спокойствием и безмятежностью, которых так не хватает в шумных городах. Намоленные места, чудодейственные источники, храмы и святыни — все это помогает обрести умиротворение и исцеление.

Муром — город с особенным лицом и аурой. Он старше Москвы, полон исторических достопримечательностей и почитаемых святынь. Проездом, на второй день поездки, мы прибыли в Свято- Троицкий монастырь, он основан в 1643 году.

Стиль, в котором создан этот собор, называется «русское узорочье». Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века.

Тысячи паломников приезжают поклониться мощам князей Муромских, святых Петра и Февронии, главных православных покровителей брака и семьи, что сделали и мы.

Господь Бог оказал Свою помощь на паломническом пути и дал возможность совершить задуманное! Возможность побывать в самом большом монастыре в мире, поклониться, и приложится к мощам батюшки Серафима, чудотворной иконе «Умиление», пройти с молитвой по Канавке и многое другое…

Слава Богу за всё!