Сдача зачета по курсу «Военное дело и его духовно-нравственные основы»

     В июне 2016 года старшие ученики (из тех, кто не сломался), завершая занятия по военной подготовке, в присутствии комиссии сдавали зачёт. Поздравляем наших замечательных ребят с окончанием года. Следует отметить Тимофея, показавшего в этот день товарищескую взаимопомощь и прекрасную физическую подготовку. Зачет был проведён основательно. Это происходило в классе и на свежем воздухе (где с учебным вооружением был проделан небольшой марш-бросок). В сущности, у нас получился не совсем даже формальный, но заинтересованный итоговый разговор на тему защиты Отечества, учения об этом Церкви и личного участия православного человека — воина и гражданина. Занятия по данному курсу проводились в нашей воскресной школе впервые, поэтому без нестроений (отсутствие помещения…) не обошлось. Однако учащиеся проявили заинтересованность, проявили дисциплину и не роптали на трудности. Со стороны клира и администрации школы мы получили всестороннюю поддержку и за это благодарим. Сумели обзавестись учебными пособиями и даже слегка обмундироваться.

Смехов Петр — преподаватель курса.

 

Несколько слов надо сказать о самом курсе.

Необходимость в рамках православной учёбы таких занятий уже стала в основном ясна, и они давно и с интересом проводятся. Но дело в том, что в отличие от традиционных предметов воскресных школ, данная тематика не имеет ни устоявшейся программы, ни вообще чёткой проработки. Даже названия и то толком не придумано. Поэтому где-то всё внимание уделяют оружию, где-то увлекаются физподготовкой, где-то смотрят кино, где-то просто маршируют (у нас поскольку преподаватель на ногу хромой, то такого не было). Можно такой курс свести и к повторению абстрактных религиозных истин, либо механически всё смешать в кучу. Но всё это не очень правильно. В то же время и считать церковные уроки «военно-патриотическими» не правильно тоже. Ведь у Церкви специфическое поле деятельности, это не «патриотизм» как таковой. Церковь это Святой Дух и хождение человека в присутствии Божием. Поэтому на вопрос — что же тут на самом деле требуется — нам пришлось вначале отвечать самим.

Исходили мы примерно из того, что Православие это конечно же и есть повседневная жизнь, не исключая и военную службу (ну, а если уж боевые действия, то тем более). Ходить в присутствии Божием человеку требуется всё время, тем более в «экстремальных» условиях. Здоровый патриотизм же (как и другие мирские добродетели) тут получается… ну скорее как приложение, как результат. В таком ключе мы и пытались высветить проблему на уроках. Вероучительные вопросы ведь очень не формальные. Можно выучить то-то и то-то и отрапортовать экзаменатору (и это надо обязательно делать). Но очевидно, смысл будет лишь в том случае, если это войдёт в душу, войдёт жизнь.

Конечно, насколько было возможно, мы познакомили учащихся с конкретными вопросами военной подготовки и устройства Вооруженных Сил (хотя основной задачи в этом не видели).

Затем хотелось бы конечно ликвидировать пробелы, возникающие в наши дни по части истории. Ребята должны быть грамотными. Надо вспомнить воинов и тружеников, национальных героев нашей страны. Показать достижения и место их в мире, показать и проанализировать неудачи.

Далее переходим к современности. Под православным и патриотическим углом зрения надо рассмотреть вопросы, связанные с новейшими («управляемыми») военными конфликтами (Сев.Кавказ, Украина, Ближний восток и т.д.). Конечно требуется понимание современных угроз. Хотя бы вскользь затронуть вопросы идеологической войны, которая с разрушением Советского Союза никуда не ушла. Отсюда и обществоведение в целом. Ну а раз мы церковные люди, то требуется рассматривать и духовные составляющие общественно-политических процессов. И так далее. Средняя школа всем этим конечно не занимается. В итоге получившуюся невероятно широкую тематику пришлось разделить на следующие составные части.

1) Слово Божие и служба.

2) Христианин в армии и на войне.

3) Вооружённые Силы нашей страны.

4) Введение в боевую подготовку.

Сложность в том что, успевать нужно за один урок. Наверное так, как надо, это не получилось, конечно имел место и сумбур. На будущее было бы хорошо вопросы, связанные с вооружением, техникой, уставами и физподготовкой (которую обходить стороной тоже нельзя) и т.п. вынести в дополнительный урок. Ну а военную историю и обществоведение вообще-то бы даже в третий. Вообще-то изучение (с широкой практикой) «военного дела и его духовно-нравственных основ» потянет и на специальную школу целиком.

И ещё в рамках курса удалось провести интересный полевой выход с занятиями по топографии и ориентированию на местности. Позанимались неплохо! Обидно одно — учащихся конечно ма-ло-ва-то.